Словарь
осветительных приборов
Все
об осветительных приборах, масляных, газовых и керосиновых
лампах, свечах и электрических светильниках.
Абажур
(фр.
abat-jour) - часть осветительного прибора. Предназначен для
защиты глаз от воздействия прямого света и создания требуемой
освещённости путём его отражения, поглощения или рассеивания.
Впервые появился во Франции в конце 18 века. Вначале использовался
в настольных масляных лампах, затем в люстрах, торшерах. Абажуры
изготавливали из металла, ткани, стекла, бумаги, картона,
пластмассы, кожи. Форма его может быть самая разная: цилиндр,
конус, параболоид, шар, параллелепипед. При изготовлении используются
разные техники: вышивка, бисероплетение, макраме. В качестве
украшений используются оборки, бахрома, бисер, стеклянные
трубочки. Абажуродержатели - предназначены для поддержки
абажуров, изготавливаются из разных материалов; их выбирают,
с учетом конструкции, формы абажура и материала, из которого
он сделан.
Абура-акаго - огненный призрак, согласно японской легенде,
сосущий масло из лампы или фонаря андон.
Адам, Роберт (Robert Adam, 1728-1792) - известный шотландский
архитектор и градостроитель, старший из четырех братьев. В
1754-1758 гг. Адам во Франции и в Италии изучал античное искусство
и архитектуру. После обучения возвратился в Англию, где вскоре
стал одним из ведущих архитекторов. В 1762 назначен придворным
архитектором Георга III. Умер 3 марта 1792 в Лондоне.
Акант, аканф, (лат. acanthus) - 1) травянистое растение
средиземноморского побережья, "медвежья лапа"; 2)
стилизованное изображение листьев этого растения, является
одним из самых широко распространенных мотивов декора в античном
искусстве, впервые встречается в декоративном искусстве этрусков,
затем заимствован греками, римлянами и византийцами. Различают
греческий акант (acanthus spinosus - акант колючий) и римский
(acanthus mollis - акант мягкий) с более плавным рисунком
листьев. Использовался в 19 в. в декоре ламп.
Акатётин - японский красный фонарь, вывешивается у
идзакая, места, где можно посидеть и выпить.
Аккумуляторная батарея, аккумулятор - служит источником
питания фонарей, ламп, аварийного освещения и т.д. Аккумуляторы
бывают: свинцово-кислотные, никель-кадмиевые, никель-металлгидридные,
литий-ионные и т.д.
Алмазная грань - 1). способ обработки поверхности изделий
из хрусталя и стекла путем
огранки в виде клиновидных надрезов, пересекающихся между
собой. 2). Декор стали, впервые примененный тульскими мастерами.
Алпак (alpak) - сплав, используется для литья художественных
изделий, в т.ч. осветительных приборов.
Альберт, Шере (Albert Cheuret, 1884-1966) - скульптор,
мастер по металлу и дизайнер, один из ярких представителей
Ар Деко. Обучался у Жака Перрена и Жоржа Лемер. Использовал
для изготовления и украшения светильников резной алебастр
и натуралистические темы: птиц, цветы.
Альтдойч (нем. старый немецкий) - эклектичный художественный
стиль в мебели и предметах интерьера последней трети 19 века.
Американская призма (американка) - хрустальная призма
изрезанной формы с пикой на конце. Элемент декора стеклянных,
хрустальных люстр. Вошла в употребление в 70-х годах 19 века.
Ампель (устар.) - обычно нечто подвесное - светильник,
паникадило, люстра.
Ампир (1799-1815) - имперский стиль эпохи Наполеона
Бонапарта, плод совместного творчества императорских архитекторов
Персье, Фонтена (Лафонтена) и придворного живописца Жака-Луи
Давида (1748-1825). В 1801 году Персье и Фонтен издали альбом
"Recueil de decorations interieures" ("Сборник
внутренних убранств") и этот год стал точкой отсчета
имперского стиля Ампир для зарубежных художников и архитекторов.
Высшей точкой его развития во Франции стало повторное издание
в 1812 году книги "Собрание эскизов для украшения интерьера"
Персье и Фонтена о возможности использования разных стилей
всех времен и народов.
Андон (яп. идущий свет) - фонарь с бумажным абажуром
на бамбуковом, металлическом или деревянном каркасе. Бумага
защищает от ветра огонь, горящий в каменной или керамической
масляной лампе с фитилем. Масло используется рапсовое или
сардиновое, фитиль из хлопка. См. Японские фонари.
Арганда, аргана, аргандова, аргандная лампа - названия
масляной лампы. Изобретена швейцарцем А. Аргандом в 1783 году.
См. Арганд.
Ароматическая свеча - свеча для аромотерапии.
Аскос, аск (лат. askos) - сосуд для хранения масел,
с носиком для заправки масляных ламп. Древнегреческие аскосы
чаще всего изготавливались из глины и украшались фигурной
росписью, как вазы. Римские аскосы изготавливались также из
стекла. Существуют формы аскосов и с двумя носиками.
.................
стр. 477 - 526. Более тысячи терминов.
..................
Торо - см. Японские фонари.
Торшер (фр. torch - факел, torchere - высокий канделябр,
подставка для факела) - напольный осветительный прибор. Получил
распространение с эпохи ампира. Одноэлементный или многоэлементный
напольный, передвижной или вмонтированный светильник, применяемый
в жилых, общественных помещениях и на улице. В нём могут быть,
как один источник света, так и несколько. Торшеры бывают,
как с абажурами, так и без них. Широко применяются в дизайне
интерьера для создания атмосферы уюта. В основном служат для
создания дополнительного местного освещения, чаще всего его
устанавливают у кресла или дивана. Могут совмещаться с полкой
для мелких вещей, журнальным столиком, прикроватной тумбочкой
и т.д. Уличный торшер поможет создать уют на веранде, лоджии
и других зонах отдыха.
Тощая свеча (поставная свеча) - напольное поликандило
с высоким цилиндрическим основанием большого диаметра, обычно
покрытым декоративной росписью.
Травяная свеча - в степях и местах, где было мало леса,
распространение получило освещение сорными тра вами. Чтобы
сделать траву годной для освещения, ее срезали, затем мочили
в реке, наподобие конопли. После того ее мяли, крутили жгутами
и завертывали в тря пицы, иногда ее опускали в растопленое
сало. После высыхания, трава становилась схожей со свечой.
Верхний конец ее зажигали - трава горела, давая мерцающий,
мутный свет. Особенно широко было распространено освещение
травой в Полтавской и Воронежской губерниях.
Трактирка - см. Призма.
Транспарант (франц. transparent - прозрачный,просвечивающий)
- настольный экран для подсвечника или экран лампы-миракля.
Трипод , дрейфус, (трипос, штатив, треножник, тренога,
таган) - изделие на трех ножках, служащее жертвенником, сосудом,
светильником. Фигурные треножники из бронзы с жаровней для
обогрева и освещения помещений изготавливали древние греки
и римляне. Треножники часто служили подставками для светильников.
Ритуальные бронзовые треножники были распространены во многих
странах. В начале 19 века во Франции, в период стиля Ампир,
в моду вошли треножники в качестве напольных светильников
- торшеров. Их изготавлями по образцам римских и помпейских
триподов, в так называемом "помпейском стиле".
Тюльпан
- название абажура для газовых, керосиновых, электрических
ламп в форме раскрытого или полураскрытого цветка тюльпана.
См.Абажур.
Факел (нем. Fackel, лат. facula) - вид светильника,
способный обеспечить продолжительный интенсивный свет на открытом
воздухе при всякой погоде. Простейшая форма факела - пучок
берёсты или лучин из смолистых пород деревьев, связка соломы
и т. п. Дальнейшим усовершенствованием является применение
различных сортов смолы, воска и т. п. горючих веществ. Иногда
эти вещества служат простой обмазкой для факельного остова
(роль которого играет дерево, пучок пакли и т. п.). Факела
использовались в древности при свадьбах, похоронах и др.,
торжествах, как, напр., в Греции - при праздниках Персефоны,
Деметры и Афины. Были также исполняемые с факельные танцы
при дворе Константина и многих средневековых дворах.
Факельный танец (Fackeltanz) - старинный церемониальный
танец, ведущий свое начало от IV века. Музыка его применялась
и на турнирах. В позднейшее время для шествий, связанных с
придворными торжествами, композиторы писали музыку под этим
названием, напр. Известный факельный танец, написанный Мейербером
для торжеств при прусском дворе.
Фальшфейер (нем. Falsch - фальшивый, Feuer - огонь)
- пиротехническое сигнальное устройство в виде картонной гильзы,
наполненной горючим составом. Другие названия: факел-свечка,
аварийная свечка, сигнальная шашка, контурная свеча, вспышка
или свеча бедствия. Сигнальный фальшфейер обладает водостойким
корпусом и собственным запальным устройством.
Фестоны - провисающие гирлянды из хрустальных подвесок,
подвешенных за оба
конца, в осветительных приборах второй половины 18 - 19 вв.
Фитиль - светильня, элемент масляных, керосиновых ламп
или свечей. Первоначально изготавливался из скрученных древесных,
растительных или животных волокон. В 1782-1783 году Леже в
Париже предложил заменить употреблявшуюся до него массивную
крученую светильню на плоскую. В 1784 шведский ботаник Класс
Альстремер, предложил лентообразно сотканный плоский фитиль.
Фитильные ножницы - См. Ножницы фитильные.
Флакон - элемент хрустального убора люстры или жирандоли
"елизаветинского типа",
хрустальное украшение в виде граненого кубка.
Фламандская люстра - в 16 веке возник новый тип подвесного
светильника, у которого рожки из латуни или бронзы располагались
вокруг среднего стержня, заканчивающегося внизу шаром. Этот
тип осветительного прибора особенно характерен был для Фландрии,
почему и получил именование "фламандской люстры".
В слегка измененном виде этот тип люстры широко использовался
в северной Германии, скандинавских странах и России, где повсеместно
употреблялся для освещения церквей и соборов.
Фонарь - переносной, комнатный, уличный светильник
(свечной, масляный, керосиновый, газовый, электрический),
в котором огонь защищен со всех сторон от сквозняков, ветра,
снега и дождя слюдой, тонкой кожей, стеклом или стенками с
небольшими отверстиями (жалюзи), непозволяю щими задуть огонь.
Фосфорные
спички - изобретение 19-летнего французского химика Шарля
Сориа. В 1830 году он изготовил спички, головки которых состояли
из смеси бертолетовой соли, белого фосфора и клея и загорались
от трения. Спички были весьма огнеопасны, т.к. загорались
даже от взаимного трения в коробке и при трении о любую твердую
поверхность. К тому же были очень ядовиты и вредны для здоровья.
Время горения головки также было мало. Изобретение фосфорно-серных
спичек, головка которых изготавливалась в два этапа, позволило
продлить время горения. Позднее удалось увеличить безопасность
спичек, путем пропитки черенка спички фосфорнокислым аммонием,
а сами спички получили название безопасные. В 1855 шведский
химик Йохан Лундстрем нанёс красный фосфор на поверхность
наждачной бумаги и им же заменил белый фосфор в составе головки
спички. Такие спички легко зажигались и не причиняли вреда
здоровью. Их стали называть шведскими.
Фотоген (свет рождающий, или свет дающий) - минеральное
масло для ламп 19 века; его получали при сухой перегонке бурого
угля, а также озокерита. Впервые его получил в 1830 г. австрийский
химик К. Рейхенбах путем сухой перегонки дерева, торфа и каменного
угля. Новый осветительный продукт, стали называть "фотоген".
Предприниматель Селлиг из Франции применил в 1832 для этого
сухую перегонку горючих сланцев. В странах Европы один за
другим стали строиться фотогеновые заводы. На них перерабатывали
дерево, торф, уголь, сланцы, асфальт. Получаемые продукты
называли по-разному, некоторое время фотоген продавался даже
под торговой маркой "Керосин". Однако скоро все
эти названия отпали, и в мировой практике утвердилось для
минерального и каменноугольного осветительного масла одно
наименование - "фотоген". В 1850 году Вагенману
из Германии удалось получить осветительное масло путем сухой
перегонки бурых рейнских углей, он назвал более легкий продукт
"фотогеном", а более тяжелый - "соляром"
("солнечным"). В России продукт под названием "фотоген"
был представлен на выставке мануфактурных произведений в Москве
в 1865 году, где получил малую серебряную медаль.
Хорос
- тип подвесного церковного светильника, паникадила, был распространен
в Византии, затем появился в Древней Руси. Состоит из одного
или нескольких обручей с поддоном на цепях. См. Паникадило.
Хрустальное стекло - стекло с высокой степенью прозрачности
и белизны, независимо от его химического состава...
..................................
и
т.д.
остальное
в энциклопедии
|